Игровой портал

Дидактическая игра собери снеговика вторая младшая группа. Игровое занятие «Весёлый снеговик

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий новогоднего утренника. Занимательно-развлекательное мероприятие, способствующее релаксации детей, активному отдыху.

Цель: поздравление детей с наступающим Новым годом.

Задачи:
- провести занимательно-развлекательное мероприятие, способствующее релаксации детей, активному отдыху;
- развивать внимание, воображение, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- обогащать словарный запас, совершенствовать коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству, к загадке.

Формы организации деятельности детей:

коллективные :
- разгадывание загадок;
- исполнение песни;
- игра «Новогоднее слово»;
- конкурс «Подбери рифму»;
- аппликация «Символ года»;
- конкурс «Сюрприз»

групповые:
- конкурс «Собери пазлы»;
- конкурс «Точно в цель»;
- игра «Собери снеговика»;
- конкурс со стульями

Оборудование: ноутбук, новогодние песни, искусственная елка, игрушки для украшения елки, 3 конверта с пазлами, 3 ведра, «снежки из бумаги», 3 комплекта частей фигуры Снеговика, карточки с буквами, стулья, вырезанные из цветной бумаги ладошки, ватман, клей-карандаш, веревка, ножницы, «конфетки», подарки.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, к нам на праздник пришла гостья. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.

Модница зеленая всем на удивление!
Любит бусы, блестки – любые украшения.
Но на свою, поверьте, великую беду
Наряд ей надевают всего лишь раз в году. (Ёлка)
Скажите, любите ли вы наряжать елочку?

Дети: Да!

Учитель: Поможете мне это сделать?

Дети: Поможем!

Учитель ставит на стол искусственную елку и коробку с игрушками.

Учитель: Украшать елочку мы сегодня будем необычным образом, при помощи загадок. Каждая отгадка на загадку будет добавлять игрушку на нашу ёлочку. Отгадав все загадки, мы нарядим сказочную красавицу. Итак - начинаем!

1. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

На елочку вешается первая игрушка.

2. Что за звездочки такие
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в реке? (Снежинки)

На елочку вешается вторая игрушка.

3. Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)

На елочку вешается третья игрушка.

4. Снег идёт, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята -
Снова к нам пришла... (Зима)

На елочку вешается четвёртая игрушка.

5. Лежало одеяло
Мягкое, белое,
Солнце припекло –
Одеяло утекло. (Снег)

На елочку вешается пятая игрушка.

6. Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Это не фонарик,
А стеклянный... (шарик)

На елочку вешается шестая игрушка.

7. Посмотри в дверную щёлку -
Ты увидишь нашу ёлку.
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
От подставки до макушки
На ветвях висят... (игрушки.)

На елочку вешается седьмая игрушка.

8. Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь потрескивает лед,
И мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки)

На елочку вешается восьмая игрушка.

9. Двойная бородка,
Важная походка,
Всех раньше встает,
Голосисто поет. (Петух)

На елочку вешается девятая игрушка.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему я вам загадала эту загадку, ведь речь идёт о зиме, о новогодних праздниках?

Дети: Наступающий 2017 год по восточному календарю - Год Петуха.

10. Зимой, в часы веселья,
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня… (Хлопушка)

На елочку вешается десятая игрушка.

11. Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной,
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель... (Снеговик)

На елочку вешается одиннадцатая игрушка.

12. Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод -
Это праздник… (Новый год)

На елочку вешается двенадцатая игрушка.

13. Кто ребят под Новый год
Веселить не устаёт?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Ёлку из лесу привёз?
Отгадайте! (Дед Мороз)

На елочку вешается тринадцатая игрушка.

14. С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?… (Снегурочка)

На елочку вешается четырнадцатая игрушка.

15. Шуба теплая, мешок,
Валенки и посошок,
Борода и красный нос
Вот такой он – Дед Мороз.
А еще он очень добрый,
И веселый, и задорный.
В шубе дедушке не жарко
Нам дарить свои … (подарки)

На елочку вешается пятнадцатая игрушка.

16. И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая... (Звезда.)

На елочке появляется звезда.

Учитель: Вот мы и нарядили нашу красавицу!

1 ученик:

В круг, ребята, становитесь,
Крепче за руки держитесь,
Мы про елочку споем,
Про красавицу споем.

Исполнение обучающимися песни «В лесу родилась елочка».

Конкурс «Собери пазлы»

Дети делятся на 3 команды. Каждая команда получает конверт, в котором новогодняя открытка разрезана на различные геометрические фигуры. Задание - собрать открытку. Побеждает команда, раньше всех собравшая пазл.

Конкурс «Точно в цель»

Класс делится на 3 команды. По 1 представителю команды держат ведра, остальные члены команды выстраиваются друг за другом. Нужно попасть «снежком» из бумаги в ведро с расстояния 2 (3) метра. Побеждает команда, в ведре которой окажется больше всего «снежков».

Игра «Новогоднее слово»

Давайте сложим из букв слово «Снежинка». А теперь подумайте и назовите «новогодние» слова на каждую из этих букв.

· С - свечи

· Н - новый год

· Ж - желание

· И - игры

· Н - наряд

· К - конфетти

· А – аромат

Игра «Собери снеговика»

Класс делится на 3 команды. На полу раскладываются вырезанные из бумаги части фигуры Снеговика: 3 круга разного размера, нос-морковка, метла, ведро (3 комплекта). Члены команды выстраиваются в колонну друг за другом. Одновременно команды начинают собирать своего Снеговика: выходят первые представители команд и кладут первую деталь, затем вторые – кладут следующую деталь и т. д. (начать собирать Снеговика можно с разных деталей). Побеждает команда, которая соберет снеговика быстрее и ровнее).

Конкурс «Подбери рифму»

Учитель называет слово, ученики должны придумать к этому слову рифму.

Елочка - …

Шишка - …

Снежок - …

Хлопушки - …

Снеговик - …

Мешок - …

Морковка - …

Ребята - …

Конкурс со стульями

5 стульев ставятся плотно друг к другу спинками внутрь. Перед стульями становятся 6 человек. Они поворачиваются в одну сторону и под музыку бегут вокруг стульев. Внезапно музыка останавливается, все играющие должны занять места. Т.к. стульев 5, а играющих 6, один из них остается без места и выбывает из игры. Одновременно убирается 1 стул, остальные стулья сдвигаются и игра продолжается. С каждым разом число играющих уменьшается. Когда остаются 2 игрока и 1 стул, проводится заключительный этап игры. Выигрывает тот, кто займет этот стул. (Можно провести игру несколько раз с разными участниками.)

Коллективная аппликация «Символ года»

Из заранее вырезанных из цветной бумаги ладошек дети под руководством учителя выполняют аппликацию петушка.

Учитель: Вот какой красивый у нас получился петушок, который будет символом наступающего 2017 года.

Конкурс «Сюрприз»

На веревочке висят одинаковые «конфеты», внутри которых указано, что получит в подарок тот, кто с завязанными глазами срезал «конфетку».

Учитель:

С новым годом, счастьем новым!
Всем желаю я добра.
Веселиться и резвиться, уму разуму учиться.
Чтоб звенел всегда ваш смех,
С новым годом, всех, всех, всех!

В конце праздника все дети получают новогодние подарки.

«Виды деятельности человека» - Реальная деятельность. Коммуникации. Многообразие деятельности. Виды общения. Убеждения. Формы общения. Субъекты общения. Интересы. Мотивы деятельности. Классификация деятельности. Общение. Деятельность. Социальные установки. Деятельность и общение. Влечения. Различия между деятельностью человека и поведением животного.

«Проблемы современной семьи» - Проведение конкурса детских проектов «Я и моя успешная семья». Самопомощь в экстремальных условиях. Проект «успешная семья педагога». Результаты. Подготовка детей к семейной жизни, формирование успешного жизненного сценария. Тематика занятий клуба «Счастливая семья». Цель: систематизировать работу с семьей педагогов города.

«Понятие общества сферы общества» - Наука. Знакомство с понятием «общество». Что такое мировое сообщество. Свое название и история. Браки между представителями объединения. Экономическая сфера. Взаимосвязь сфер общества. Общество. Местные органы власти. Духовная сфера. Опрос Анализ документов Наблюдение Эксперимент. Своя система управления.

«Связи с общественностью» - В процессе обучения слушатели приобретают навыки и умения: Современная пресс-служба, Реклама в коммуникационном процессе, Психология массовой коммуникации, Исследования и менеджмент в связях с общественностью, Политический консалтинг и другие. В рамках программы изучаются следующие дисциплины: Образовательная программа «Связи с общественностью».

«Материнская любовь» - Обида. Материнская любовь. Сикстинская мадонна. День рождения мамы. Вздыхают матери в тиши. Что значит мама в жизни человека. Продолжите предложение. Ангел. Притча о матери. Фотографии. Ласковые слова. Мать. Ребенок. Не обижайте матерей. Ссоры и обиды. Изображения. Казанская икона Богоматери. Пишите письма.

«Финансовое налоговое и таможенное право» - Контакты. Налоговое право России / Под ред. Поступление в магистратуру. Толковый словарь по таможенному праву / Под ред. Магистерская программа «Финансовое, налоговое и таможенное право»: профессорско-преподавательский состав. Налогово-правовой блок. Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» факультет права.

Юлия Холопова

Цель : обучение детей различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) ; приему наложения деталей путем приставления друг к другу. Закрепление знаний о геометрической фигуре – круг (белый) ; умения группировать по цвету . Развитие мелкой моторики рук, творческого воображения.

Материал : Круги белого цвета разного размера с "пуговицами" разного цвета (снеговик , трапеции разного цвета (ведро) .

Ход игры : Детям предлагается помочь снеговикам : снеговики расшалились - баловались и, так получилось, что рассыпались. Нужно им помочь, собрать их. Уточняется, как строится снеговик : на большой круг ставится круг поменьше, затем самый маленький. После этого «надеваем» ведро (трапеция) на голову и, готово! Получились замечательные снеговики .

Педагогическая ценность : Данная игра рассчитана на индивидуальную и подгрупповую (2-3 человека) работу с детьми 2-3 лет.



Цели:совершенствовать зрительно- моторную координацию; развивать мелкую моторику пальцев; выполнять задание в соответствии со словестной.

Описание материала: Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Кто где живет?. Игра рассчитана на детей дошкольного возраста. Изготовлена.

Программное содержание: закрепить умение различать и называть геометрическую фигуру - круг, основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный,.

Дидактическая игра «Собери цветок» для детей 4-6 лет. Цели: - Учить составлять целый предмет из частей. - Развивать ловкость, координацию,.

Дидактическая игра «Собери дорожный знак» для детей 3-5 лет Цель: - Познакомить детей с основными дорожными знаками; - Учить составлять.

Цель:развитие у детей навыка чтения слогов и слов. Задачи: -развитие навыка анализа слова; -тренировать детей в чтении слогов,слов; -развитие.

Дидактическую игру я изготовила для детишек в рамках проекта "Транспорт", целью которого являлось обогащение и расширение представлений.

В ожидании НГ мы с дочкой много-чего делали. В нашем календаре ожидания был День снеговика (). И именно для этого дня я сделала две игры про снеговиков. Одной из них является игра "Собери снеговика".

Правила игры:
Игра рассчитана на 4 человека. У каждого игрока должен быть свой набор снеговика (тело, голова, шапка, руки, шарф - 6 частей, 6 граней кубика).
Игрок бросает кубик, ему выпадает определенная часть тела снеговика. Кубик бросается до тех пор, пока не выпадет повторно какая-либо часть снеговика. Если выпала повторяющаяся часть, то ход переходит к следующему игроку, и т.д.
Цель игры: самым первым собрать снеговика.

Сам рисунок снеговика я взяла с другой игры, так как рисовать самой не было времени.

Кубик можно не делать, а использовать готовый с точками. Но детям больше нравится с картинками.

Второй игрой была "Построй снеговика" (по принципу Висельницы, где надо угадать слово по буквам, пока не построится снеговик). Саму игру и снеговика нашла на иностранном сайте.

Правила игры:

Игра рассчитана на 2 человека.

Один из игроков загадывает слово - пишет на бумаге первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных букв, например чертами (существует также вариант, когда изначально все буквы слова неизвестны).

Слово должно быть именем существительным, нарицательным в именительном падеже единственного числа, либо множественного числа при отсутствии у слова формы единственного числа.

Второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если такая буква есть в слове, то первый игрок пишет её над соответствующими этой букве чертами - столько раз, сколько она встречается в слове. Если такой буквы нет, то начинается строится снеговик. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть от снеговика (частей 8: голова, туловище, 2 руки, шапка, шарф, лицо и пуговицы).

Если снеговик построен полностью, то отгадывающий игрок проигрывает. Если игроку удаётся угадать слово, он выигрывает и может загадывать слово.

Дочка оценила обе игры и первое время мы каждую свободную минуту или разгадывали слова, или бросали кубик.

Игра "Собери снеговика" (для детей раннего возраста)

ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.

Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.

Экологические игры

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),
Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  7. таракан, муха, пчела, майский жук;
  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  9. лягушка, комар, жук, бабочка;
  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Две корзины»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

«Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.