Игровой портал

Картотека дидактических игр "все прфессии нужны, все профессии важны". Игры профессии

Профориентационные игры

Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств. Образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают бизнес-идеи, в свои вымышленные предприятия они приглашают других участников. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы. Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии. Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии. Участники пробуют представить, как они могли бы обогатить ту или иную профессию. Повышение уровня осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям. Осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики. Процедура группового профориентационного тренинга. Несколько участников получают себе роль "профессии", они должны выбрать среди оставшихся участников адекватных представителей. Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда. Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии. Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал". Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами. Знакомство участников со схемой анализа профессий. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии. Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Цель игры - на ассоциативном, образном уровне нау­читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы. Профориентационная игра для учащихся средних и старших классов. Направлена на расширение кругозора в области мира профессий, пробуждение интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают несуществующие профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос "Пахнут ли деньги?" и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники называют профессии на буквы алфавита. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность. Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере. Помощь участникам в анализи ПВК профессий. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Определение к какой сфере жизни принадлежат события "неуспешной", "успешной" и "реальной" карьеры. Анализ возможных событий, способствующих и препятствующих карьере. Оценка личной значимости событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры». Исследование путей самореализации через профессию. Выработка навыков эффективной самопрезентации. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению. Помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье. Проверка сформированности личного профессионального плана. Предоставление возможности участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Внесение социального аспекта в индивидуальную карьеру. Создание ощущения завершенности работы. Пробуждение интереса к различным профессиям. Создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца. Анализ особенностей конкретной рассматриваемой профессии. Моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Апатиты

Квест - игра по профориентации
для обучающихся 5-6 классов

«Путешествие в мир профессий»

Гришина Валентина Иосифовна, учитель

русского языка и литературы,

классный руководитель 6в класса

МБОУ СОШ №3 г. Апатиты

Апатиты - 2015г.

Цели и задачи квеста - игры :

  • способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;
  • систематизировать знания учащихся о профессиях;
  • развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;
  • воспитывать уважение к труду и людям труда.
  • сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
  • организация активного отдыха обучающихся.

Участие в квесте даст возможность игрокам на практике отработать навыки профессий. В игре школьники получат новые знания о профессиях, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Перед игрой каждая команда представляет короткое приветствие, которое готовит заранее. Капитан команды получает маршрутный лист.

Каждая команда проходит ряд станций - этапов, где Помощники (обучающиеся 9-го класса) проводят с игру или дают творческое задание. Они же оценивают работу и ставят баллы в маршрутном листе. Игра начинается и заканчивается в рекреации на третьем этаже школы.

Состав команды: 6 человек. Всего команд-участников - 5 (5а, 5б, 6а,6б и 6в классы).

Максимальное количество баллов на каждом этапе - 10.

При подведении итогов Помощники могут определить самую дружную, организованную, сплочённую, творческую команду.

Команды будут награждены дипломами победителя, призёра и участника квеста - игры.

Место проведения - МБОУ СОШ №3

Оборудование:

раздаточный материал на каждую станцию, маршрутные листы для каждой команды, кроссворды, ребусы, проектор, музыкальные произведения.

Станции квеста - игры:

«Историческая» (III этаж, кабинет №302)

«Музыкальная» (II этаж, кабинет №210)

«Литературная» (III этаж, библиотека)

«Спортивная» (I этаж, спортзал)

«Профголоволомки» (II этаж, кабинет №215)

Время, которое отводится команде на выполнение задания, - 5 минут на каждой станции. Для каждой команды определена последовательность прохождения станций.

Маршрутный лист команды

________________________________________________
(название команды, класс)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, где познакомимся с миром профессий. Вы будете путешествовать по станциям и, участвуя в различных конкурсах, выполняя задания, узнавать много нового о мире профессий.

Методические материалы для работы на станциях

Станция «Историческая»

Знакомство с градообразующим предприятием АО «Апатит» (Слайды3- 11)

Помощник. АО «Апатит» - горно - обогатительный комбинат , предприятие химической промышленности , занимающееся производством фосфатного сырья. Расположено в городе Кировске Мурманской области , является градообразующим предприятием Кировска и Апатитов .

Сфера деятельности: добыча и обогащение апатит-нефелиновых руд хибинских месторождений, производство апатитового и нефелинового концентратов, а также других минеральных концентратов - сиенитового, сфенового, титаномагнетитового.

Продукция: высококачественный апатитовый концентрат марок «стандарт» и «супер» (содержание P2O5, соответственно, 39% и 40%);

нефелиновый, сиенитовый алюмощелочной, эгириновый, сфеновый и титаномагнетитовый концентраты.

обладатель почётного диплома ВДНХ СССР,

лауреат международной премии «Золотой Меркурий».

История предприятия

Трест «Апатит» был создан 13 ноября 1929 года на базе Хибинских месторождений апатито - нефелиновых руд. Предприятие было построено спецпереселенцами в 1929—1931 годах по постановлению ВСНХ РСФСР от 11 ноября 1929 года.

Первая тонна руды была добыта на Кировском руднике ещё до официального открытия предприятия — 7 октября 1929 года.

После перестройки спрос на продукцию предприятия резко сократился, что привело к значительному сокращению объёмов производства.

В 1996—1997 годах предприятие сначала было акционировано, а затем прошло процедуру приватизации, что в итоге позволило вывести «Апатит» из кризиса.

В настоящее время ОАО «Апатит» представляет собой крупный горнохимический комплекс, состоящий из четырёх рудников, двух апатит- нефелиновых обогатительных фабрик и различных вспомогательных подразделений.

(команда смотрит презентацию об АО «Апатит», после чего отвечает на вопросы викторины)

Викторина. (Слайды 12 - 21)

В каком году был создан горно-химический трест «Апатит»?

б) 1929

2. Кто стал первым управляющим трестом «Апатит» (памятник ему находится в центре города Кировск)?

а) Киров С.М.

б) Ленин В.И.

в) Кондриков В.И.

3. Что такое апатит?

а) Минерал

б) Камень

4. Сколько апатито - нефелиновых обогатительных фабрик на сегодняшний день входят в состав комбината «Апатит»?

а) 1 б) 2 в) 3

(АНОФII и АНОФ III)

5. Сколько рудников входит в состав комбината «Апатит»? Назовите действующие рудники.

а)2 б) 3 в) 4

(Расвумчоррский, Восточный, Центральный и Объединённый Кировский рудник)

6. Сколько орденов на здании комбината «Апатит»? Назовите их.

а) 2 б) 3 в) 4

(1965г - орден Ленина, 1972 год - орден Октябрьской революции)

7. Что такое «Тиэтта»?

а) название горы

б) продукт, выпускаемый АО «Апатит»

в) главная научная база Хибин, организованная Ферсманом А.Е..

8. Какой известный русский писатель провёл своё детство и юность в городе Кировске?

а) Визбор Юрий Иосифович

б) Ферсман Александр Евгеньевич

в) Ерофеев Венедикт Васильевич

9. Слово «апатит» произошло от греческого apathao, что означает:

а) обманщик

б) зелёный

в) камень плодородия

г) облако

10. Концентрат, производимый АО «Апатит» в большем количестве:

а) апатитовый

б) титаномагнетитовый

в) нефелиновый

(за один правильный ответ - 1 балл)

Станция «Литературная»

Задание1. Вспомните художественные произведения, в которых указаны профессии людей (укажите автора и название произведения).

НАПРИМЕР:

В.Маяковский «Кем быть?»;

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»;

Э.Успенский «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, пес и кот»;

К.Чуковский «Айболит»;

С.Михалков «Дядя Степа - милиционер»;

А.Толстой «Приключения Буратино»; стихи о труде «Всё они на свете могут»;

Андерсен Х.-Г. Сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист» и другие);

(за каждый верный ответ команда получает 1 балл)

Задание 2. Прочитайте наизусть стихотворение о какой - либо профессии (домашнее задание)

(Критерии оценки задания:

знание текста наизусть - 5 баллов;

Выразительность - 5 баллов)

Станция «Спортивная». Игра «Рыбалка»

Команды должны продемонстрировать умение сконцентрироваться.

Команда строится по одному. Каждый участник по очереди подбегает к «озеру» и сачком собирает теннисные мячи в пластиковое ведро.

Задание. За пять минут необходимо забросить в пластиковое ведро как можно больше теннисных мячей.

Максимальное количество баллов - 10.

Станция «Музыкальная»

Задание. Играет музыка. Необходимо угадать песню.

Игра «Угадай мелодию». (См. папку «Музыкальная»

Стюардесса по имени Жанна.

Три танкиста.

Бухгалтер.

Зеленоглазое такси.

Мы бродячие артисты.

Идет солдат по городу.

Художник, что рисует дождь.

10. Дальнобойщик.

(За каждую угаданную песню - 1 балл)

Станция «Профголоволомки» (См. папку «Профголоволомки»

Задание 1. Игра «Ребусы». (Зашифрованы слова - профессии)

1. Ювелир

2. Сапожник

3. Кондитер

4. Почтальон

5.
Журналист

6. Воспитатель

7. Космонавт

8. Повар

9. Парикмахер

10.
Дворник

(за каждый разгаданный ребус команда получает - 1 балл)

Задание 2. Головоломка «Филфорд». Н айти профессии и разгадать филворд.

Правила разгадывания:

Слова не пересекаются и не образуют «крестов».

Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны.

Каждая буква может входить в состав только одного слова.

делопроизводитель

биохимик

метролог

скульптор

(За каждое слово - 1 балл)

Конкурс капитанов

Капитаны команд получают карточку, на которой указана профессия. Задание: пантомимой изобразить профессию.

(один изображает, а другой угадывает)

Профессии: пожарник, продавец, художник, парикмахер, слесарь.

Количество баллов: 1балл за то, что изобразил, 1 балл за то, что угадал.

Подведение итогов и награждение команд.

Литература:

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако, 2005.

Сборник информационных и методических материалов по подготовке и проведению игры «Мультиквест «Наш ”Апаатит’’». - Кировск: 2014г.

Игра по профориентации "Я и мир профессий"

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то

счастье само вас отыщет.

Константин Дмитриевич Ушинский

Цель : Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)

Задачи мероприятия :

    Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.

    Определить мотив выбора профессии.

    Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.

    Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

    Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;

План мероприятия :

    Провести игру: "Назови профессии или специальности на заданные буквы".

    Провести игру: "Самая - самая".

    Провести упражнение «Основной мотив выбора профессии»

    Изучить житейский способ выбора профессии.

    Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними.

    Провести игру: "Угадай профессию".

    Провести игру «Пантомима».

8. Провести игру «Закончи пословицу».

9. Подвести итоги мероприятия.

Оборудование : карточки с заданиями для игр, тестовые бланки, классная доска (название мероприятия, высказывание Ушинского К.Д.)

Ход мероприятия:

1. Слово учителя

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашего края, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе родители и близкие, классный руководитель и психолог, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - житейским, определим ваш мотив выбора профессии.

Чувство состязательности ведет нас к прогрессу. Поэтому сегодня соревнуется три класса.

Первый конкурс «Защита профессии»

Условия конкурса:

    рассказать о профессии

    в каких отраслях она может быть востребована, в том числе и в нашем регионе

    где ее можно получить, в том числе и в нашем регионе

    её востребованность на рынке труда

Формы защиты и представления профессии носят творческий

Второй конкурс. Виртуальная экскурсия

Условия конкурса: команда должна провести для членов команд-соперников виртуальную экскурсию в виде презентации (до 10 слайдов) на предприятие нашего города или района. Продемонстрировать:

место нахождение


Третий конкурс. Игровая разминка.

Игра первая: К, Р, О, П (представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? - дополнительные 3 балла. Время выполнения - 3 минуты.

Контролер крановщик

Разведчик редактор

Проводник Пилот

Игра вторая: САМАЯ-САМАЯ .


А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл, (учитель называет первую характеристику, а команда сразу же по очереди предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы).

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер.,.)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...) Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Инструкция.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Воспитатель должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Г ос думы страны, то можно уточнить у ребенка, а знает ли он. сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.

Игра третья: Профессиональные качества.

Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы - выпускники нашего детского дома. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках), Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества - 5 баллов.

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений

Любовь к детям

Гуманность

Образованность

Терпение

Находчивость

Самосовершенствование

Эрудированность

Интуиция Воспитанность

Информированность

Коммуникабельность

Милосердие...

Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Хорошая координация движений;

Оперативность...

Терпение

Собранность

Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность Порядочность

Умение оперировать цифрами, информацией…

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым,

Игра четвертая. «Пантомима»

А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ - 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, пилот, учитель, кружевница, врач, повар.

Подведение итогов

Слово учителя: Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой. Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!

Литература.

    Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). -Москва: Вако, 2005.

    CHUDOPREDKI . RU Сайт для родителей «Детские радости » Пословицы

    Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В. Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988

Дидактические игры теме «Профессии людей». Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться. “Кто чем занимается”. Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий. Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д. “Кто больше знает профессий” Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.). Ход игры. Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, расска­зы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.) Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия. “Произнеси правильно”. Цель. Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий. Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; - Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. - Водовоз вёз воду из водопровода. - Старый сторож Том сторожит дом. - Ткёт ткач ткани на платье Тане. - Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку - Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. - Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет. “Профессии” Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии. “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”). Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму. Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение. В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). Попов С.А. С огнем бороться мы должны. Мы смелые работники. C водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? – … (пожарники). Я бы летчиком-пилотом Непременно стать хотел, Я тогда на самолете До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В. Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г. Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С. Чтоб не мокли люди под дождем Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С. Летят опилки белые, летят из-под пилы: Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С. Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон). На глазах у детворы крышу красят... (маляры). Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). Шигаев Ю. Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С. Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать). Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос). Лото "Профессии"

Профориентационная игра "Цепочка профессий"

Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности. Дан­ное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

1.Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, ме­таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про­фессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высо­кими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по сред­ствам и т.д. (ем. раздел 6. Угадай профессию, где представ­лена схема анализа профессий)”.

2.По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с толь­ко что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3.При обсуждении игры важно обратить внимание уча­стников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург-повар - мясник - слесарь (тоже- рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмо­ристический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллей­буса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.

Профориентационная игра "Суд над безработным"

Цель игры – помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

Как показывает опыт, игровой процесс с последующим обсуждением результатов способствует преодолению безработным человеком имеющихся субъективных преград на пути к успеху и помогает отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.

Тема дискуссионного обсуждения – Успех.

Группе предлагается обсудить:

Что такое «успех»?

Что такое «успех» для человека, потерявшего работу?;

Является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?

Связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной значимости?;

Что мешает безработному человеку быть успешным в жизни?;

И т.д.

Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.

После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыграет роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».

«Обвинению» предстоит придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).

«Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая, что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неуспех. Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и успешной трудовой жизни.

Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей» для «дачи показаний» в защиту или против подсудимого.

«Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы сторонам «обвинения» и «защиты».

Слушание дела включает и так называемое «последнее слово «подсудимого», в котором ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

Далее суд выносит свой вердикт – «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства. Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.

В заключении следует обсуждение в группе результатов и подведение итогов игры.

Стоит отметить, что такая групповая форма работы с безработными позволяет комплексно решать узловые проблемы, препятствующие успешному трудоустройству.

Профориентационная игра "Сотворение мира"

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры. I 1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

Описать доставшуюся часть созданного мира;

Дать всему необходимые названия;

Подчеркнуть характерные особенности;

Государственный строй;

Сферы деятельности;

Предметы импорта и экспорта;

Приблизительная численность населения;

Чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

Есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

Культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).

Время выполнения задания - 30 минут.

2.Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.

3.По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотворения» и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

Визуально-рефлексивное упражнение "Призвание"

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

1)Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

2)Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувству­ет? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

Профориентационная игра "Профессия - специальность"

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали­зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6-8 до 15-20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15-20 минут. Общая процедура следующая:

1.Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия - группа родствен­ных специальностей (например, профессия-учитель, специальность - учитель физкультуры и т.п.).

2.Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомни­тельные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются не­большие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве­дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствую­щие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.

Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда следует остановиться. Но польза от упражнении несомненна и со­всем от него отказываться профконсультанту не следует.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ - УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ - МЕ­ДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ-ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).