Предварительный просмотр:
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста « Наш огород»
Дидактическая игра «Наш огород » может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи.
Задачи:
1)учить определять пространственное расположение предметов;
2) уточнить знания детей об овощах, о месте их произрастания, о пользе овощей для
Человека;
3)учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;
4)учить использовать обобщающее понятие «Овощи»;
5)обогащать словарный запас за счет обозначения качеств;
6)развивать внимание, память, координацию движений, мелкую моторику рук.
Описание игры :
1.Педагог просит ребёнка собрать урожай. Ребёнок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребёнок закрепляет названия овощей на русском и татарском языке.
Детям второй младшей группы при «сборе урожая» можно предложить описать характерные признаки овощей.
2.Предложить ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей.
Например: посадить 2 моркови и 3 капусты.
3.Сажая на «грядках» овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве.
Например: педагог предлагает детям посадить морковь, слева от неё капусту,а справа огурцы.
4.Педагог загадывает ребёнку загадку об овощах. Ребёнок должен выбрать отгадку и расположить её на «грядке»
Например: Я длинный и зелёный,
Вкусен и солёный,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой? (Огурец)
Сидит в темнице
А коса на улице. (Морковь)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява
Кто любит щи-
Меня в них ищи. (Капуста)
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
С помощью этой игры педагог может выполнять с воспитанниками много развивающих заданий. Игра «Наш огород» выполняет познавательную функцию, развивает мелкую моторику рук.
Ирина Обухова
Дидактическая игра «Веселый огород»
Дидактическая игра «Веселый огород »
Может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи.
Задачи :
закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способом приложения; учить определять пространственное расположение предметов; уточнить знания детей об овощах, и месте их произрастания, пользе для человека; учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам; учить использовать обобщающее понятие «Овощи» , обогащать словарный запас за счет обозначений качеств; развивать внимание, память, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.
Игра ,может быть использована,для обучения детей дошкольного возраста,в рамках образовательной области "Познание" в дошкольном образовательном учреждении,а так же рекомендована для занятии родителям с детьми в семейном кругу.
Использование дидактических игр в образовательном процессе в ДОУ является одним из эффективных способов развития у детей творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Занятия с применением дидактических игр ,интересны дошкольникам. Красочность,игровая форма,общая атмосфера доброжелательности позволяет ребенку играть увлеченно ,испытывать радость познания,открывать новое.
Публикации по теме:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида» Московского района г. Казани ПАСПОРТ.
Игры с едой всегда были интересны деткам как таковые. Сюжетно-ролевые игры в “магазин”, “огород”, “кухню” просто незаменимы как для девочек,.
Дидактическая игра по ФЭМП «Веселый огород» Возраст: средняя группа Цель:формировать умение детей считать предметы, закрепить цифры в пределах.
Задачи игры с интеграцией образовательных областей: Познавательное развитие: закреплять знания и представления детей об овощах, фруктах,.
Дидактические игры помогают детям закрепить знания, полученные на занятиях, экскурсиях, при просмотрах мультипликационных и видеофильмов.
Дидактическая игра с математическим содержанием «Веселый мяч» для детей первой младшей группы Программное содержание Задачи: Образовательные Количество и счет: - Упражнять различать «один – много» предметов. Величина: - Закрепление.
Эту дидактическую игру можно использовать в работе с дошкольниками массовых групп, а также с детьми, которые имеют диагнозы ОНР и заикание. Игра проводится с подгруппой.
Цель:
- обогатить словарь детей названиями овощей и фруктов ;
- учить дошкольников составлять описательный рассказ о предмете, согласовывая прилагательные с существительными в роде и числе;
- развивать связную речь , элементы логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию), тактильные ощущения, зрительное внимание и память.
Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к игре .
Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов и ягод; фишки-силуэты (те же овощи и фрукты); план-схема описания; платок, лейка, фартук; натуральные овощи и фрукты.
Ход проведения дидактической игры с дошкольниками
На столе, вокруг которого стоят дети, разложены предметные картинки изображениями вниз. Выбирается садовод-огородник (мальчик или девочка). Он соответственно одевается и имитирует поливание.
Педагог (логопед) говорит закличку:
Наш Коля-труженик
Лениться не привык.
Хорошо он поработал,
Хороший урожай собрал.
В сад-огород вы заходите,
Плод вкусный себе ищите.
Педагог объясняет условие игры: «Коля хочет пригласить вас на свой огород и в свой сад. Вы будете по очереди брать со стола картинки, внимательно рассматривать их и, не показывая другим, описывать нарисованное, так старательно, чтобы товарищи обязательно догадались, овощ или фрукт вы взяли с Колиного сада-огорода».
Вариант 1.
Ребенок , который лучше всего составил описательный рассказ , становится с адовником-огородником. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.
Роль садовода - огородника выполняет взрослый . Он раздает картинки с учетом речевых и умственных способностей детей . Чтобы облегчить им составление описательного расс каза, предлагает план-схему. Она имеет вид книжечки-«гармошки», которая состоит из восьми картонных страниц с опорными рисунками на них. На титульной стороне наклеен бумажный кармашек, куда вкладывается предметная картинка. Ориентируясь на опорные рисунки этой схемы, ребенок должен назвать:
1) видовую принадлежность (слово-обобщение: овощ, фрукт, ягода);
2) цвет;
3) форму;
4) размер;
5) какой на ощупь (твердый, мягкий, гладкий, шероховатый);
6) вкус;
7) где растет (на дереве, кусте, в земле);
8) как используется в пищу.
Дети составляют описательный рассказ по памяти (без схемы). Роль садовода-огородника выполняет ребенок. Дети берут картинки и по очереди описывают изображенное, а остальные отгадывают, что это. Кто первый угадал правильное название, становится садовником-огородником.
Вариант 2.
Педагог говорит детям, что садовод-огородник принес для них фрукты и овощи. Но кормить будет только тех, кто выполнит его задание. Тем детям, которые отвечают правильно, дают фишку в виде какого-то плода.
Примерные задания и вопросы:
Назови овощ (фрукт ) желт ого, зеленого, красного, ... цвета.
Назови наибольшие (наименьшие ) овощи .
Назови овощи , которые едят сырыми , какие варят (жарят ).
Какие овощи растут на поверхности земли ; какие в земле ?
Какие овощи выдергивают ; рвут ; выкапывают ; срезают ?
Как н азвать дерево, на котором растут яблоки; сливы; груши; вишни? (Яблоня, груша, слива, вишня).
Как называется сад , где растут и яблоки , и сливы , и груши ? (Фруктовый , или плодовый сад ).
Вариант 3.
Садовод-огородник показывает детям целые овощи (фрукты); в разрезе; порезанные на небольшие кусочки. Дети внимательно рассматривают их, называют, нюхают, пробуют. Затем педагог вызывает кого-то одного, завязывает ему глаза платочком, и дает попробовать кусочек какого-то плода. Ребенок определяет по запаху и вкусу, что это, и на ощупь находит его среди других. Если овощ (фрукт) назван правильно, он становится садовником-огородником.
Сборник игр
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты : мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я - дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи:
формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты:
картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание:
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи:
совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты:
две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи - фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты : предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
« Раз, два, три - предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Подвижная игра « Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты:
муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры:
Вариант 1
: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле - тянут руки вверх, если под землёй - приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2 : взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.
Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:
«Это яблоко - яблочный сок».
Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
В огороде
Вот вам морковка
Красная головка,
Хвостик зелёный.
Вот вам репка
И огурчик крепкий,
Солнцем позлащённый.
На рядах капусты
Кочаны жмутся густо
В листьях лохматых,
Вот горошек сладкий,
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народ
Населил наш огород!
***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки
душистые,
Персики
пушистые,
Груши
золотистые,
Осень принесла.
В. Волина
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры
, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель
, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Буду делать я салат…
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы
, порей, шпинат,
Помидоры
и редиску.
Мелко порублю укроп
,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.
Овощная считалка
В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон
Стала тыква нас просить:
Жарко!Дайте нам попит!
Мы достали быстро лейку
И полили всю семейку:
Чтобы крепли молодцы -
Кабачки и огурцы ,
Вот спасибо вам, друзья!
Напилась моя семья!
Словно в заячьей столовой
На полянке- пень сосновый,
На пеньке стоит обед
И чего там только нет
И капуста ,и картошка ,
Горка свежего горошка.
И петрушечки немножко.
А зайчишкам-ребятишкам
Травка сладкая горой,
По морковочки одной.
Ведь морковка с грядки
Слаще шоколадки!
В огороде много гряд
Есть и репа
, и салат
.
Тут и свекла , и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год!
***
Летом огород- что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок
и баклажан.
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад
В нём слива есть и виноград
На ветках, как игрушки,
И яблоки ,и груши .
Плоды мы утром соберём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем
«Спасибо,осень!» скажем.
Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен
стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива
,
Плодами сочными красива.
Груш
и яблок
аромат,
Съесть одно бы каждый рад.
Ваза с фруктами
Высокая ваза стоит на столе.
Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый банан
Подарок далеких тропических стран.
Добавим лимон , апельсин, мандарин.
И после обеда мы фрукты съедим!
Т. Шорыгин
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Н. Нищева
Посадила в огороде;
Помидоры
и картофель,
Чуть моркови
, огурцов
.
Для братишек сорванцов.
Помидор
сорвал Алешка
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку
кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
А. Максаков
Что растет на нашей грядке
Огурцы , горошек с ладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка - просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?
В. Коркин
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Задачи : развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры : взрослый читает, а дети добавляют слова.
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Солнышко светило чтоб, ярче зеленел … (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Дидактическая игра «Большой - маленький»
Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: огурец - огурчик, помидор - помидорчик...
Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»
Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными
Морковь (какая?) - оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая
помидор (какой?) - красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой?) - овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»
Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:
Огурец - огурцы, яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан - .... и т.д.
Дидактическая игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку»
Растут на грядке зеленые ветки,
А на них красные детки. (помидоры)
Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я... (свекла).
Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (картофель)
Дидактическая игра «Продолжи фразу»
Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);
Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);
Лимон желтый, а яблоко………(красное).
Дидактическая игра «Отгадай по описанию»
Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
Красный, сочный, наливной (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
Круглая, оранжевая, большая (тыква)
Острый, лечебный, зелёный (лук)